Несколько лет назад в дорожной отрасли была принята система обеспечения качества дорожных работ, в которую были заложены главные принципы этой деятельности. Первейший из них – проектирование как основа строительства.
Важность такого подхода трудно переоценить: на стадии проектирования закладываются не только геометрические параметры инженерных сооружений и их начальная стоимость, но и весь жизненный цикл объекта, включая межремонтные сроки, затраты на эксплуатацию и, главное, срок службы. Сегодня специалисты говорят об управлении качеством, и тоже начиная в первую очередь с проекта. Об этом шла речь на Международной конференции «Комплексный подход к обеспечению качества проектной продукции. Управление проектами», которая состоялась в рамках IХ Между- народного форума «Транспорт России – 2015». Организатор – компания «ВТМ дорпроект» при поддержке ООО «Автодор-Инжиниринг» и Союза дорожников Московской области.
Жизненный цикл проекта – это многомесячная коммуникация десятков людей, заказчиков, инженеров, экспертов, согласующих органов, строителей, эксплуатирующих организаций, причем цена ошибки проектировщика в современных условиях существенно повышается. Управление этим взаимодействием – один из важнейших факторов успешной реализации проекта в целом.
Следует отметить, что на заседании экспертного совета при Президенте РФ принято решение разработать и утвердить план поэтапного внедрения информационных технологий в деятельность по строительству новых объектов, в том числе и дорожно- транспортной инфраструктуры.
Аналогичное решение принято в Республике Беларусь и планируется к принятию в Республике Татарстан.
В России флагманом в части освоения всего нового и эффективного в дорожном хозяйстве является Государственная компания «Российские автомобильные дороги». Госкомпания «Автодор» проводит целенаправленную работу по обеспечению качества проектной документации: создана и на постоянной основе функционирует профильная рабочая группа, сформирован экспертный совет по оценке проектной документации, основной задачей которого является создание условий для принятия оптимальных инженерно-технических решений при выполнении проектно-изыскательских работ и разработке рабочей документации. По словам первого заместителя председателя правления по технической политике ГК «Автодор» Игоря Урманова, в ноябре госкомпанией утверждена система качества, которая устанавливает принципы и порядок применения системы качества в отношении основных процессов дорожной деятельности. При этом в техническое задание на проектирование и проектно-изыскательские работы обязательно включаются задания по оцифрованию проектных решений, что позволяет разрабатывать трехмерную модель, на основании которой осуществляется в последующем автоматизированное управление дорожно-строительной техникой. Пилотный проект по контролю качества подготовки проектной документации осуществляется на одном из проектов, разрабатываемых компанией «ВТМ дорпроект».
Надо признать, что, не дожидаясь принятия официальных решений, бизнес уже «проголосовал рублем», вложившись в информационные технологии – на объектах крупных подрядных организаций уже сегодня работают машины, оснащенные соответствующим оборудованием. Иными словами, дорожное хозяйство Российской Федерации находится в высокой степени готовности к внедрению технологий информационного моделирования. Вместе с тем следует оговориться, что высокопроизводительные, точные, современные машины нужны на крупных объектах строительства (реконструкции, ремонта), каковых в России на сегодняшний день немного. И это обстоятельство, видимо, существенно затруднит освоение технологий информационного моделирования. Но, безусловно, за ними будущее. И чтобы в будущем применять BIM-технологии, сегодня на этапе подготовки инженеров в высших учебных заведениях необходимо изучать и осваивать эти инновации, культуру проектного менеджмента, основы управления проектами. Необходимо создавать базы данных по уже реализованным проектам, которые бы учитывали наряду с прочим и допущенные ошибки. Для тех, кто пока не очень хорошо понимает, что это за технологии, для чего они нужны и как их использовать, несколько пояснений, что называется, «на пальцах». При информационном моделировании в процессе проектирования создается не совокупность чертежей и описаний будущего объекта строительства, как это делается в настоящее время, а его информационная модель, которая выступает в качестве базы данных, где консолидируется вся информация об объекте.
Информационная модель, по сути, – это цифровое представление всей информации по проекту, основанное на параметрической 3D-модели конструкций сооружения. При этом исходные данные для проектирования – данные изысканий – изначально представлены в цифровом виде, так как изыскательские работы осуществляются, например, посредством лазерного сканирования местности.
Сегодня работа заказчика по контролю качества проектирования сильно затруднена из-за огромного объема бумажной документации, которая поступает в его распоряжение в виде проекта. При этом возможность автоматизированного контроля качества бумажной документации, в том числе соблюдения требований действующих стандартов, а также согласованности различных составляющих проекта, отсутствует. Затруднено также взаимодействие между заказчиками и проектными организациями в ходе разработки проектов. Обмен бумажными носителями информации и работа с проектной документацией в бумажном виде занимают значительно больше рабочего времени, а качество этого взаимодействия и, следовательно, уровень проектной документации снижаются.
Всех этих сложностей позволяет избежать проект, созданный в цифровом формате. Представим, что автор проекта и заказчик одновременно работают за компьютерами, причем каждый – у себя в офисе.
Весь массив информации по проекту при этом доступен одновременно и заказчику, и проектировщику. При этом заказчик получает доступ в «творческую лабораторию» проектировщика, причем в режиме реального времени, и может отследить до мельчайших подробностей, как выполняется техническое задание на проектирование. Если у него есть замечания и нужно внести изменения в проект на любом этапе его создания, процесс согласования проходит намного быстрее, так как каждый из участников этой работы одновременно видит одну и ту же цифровую картинку и то, как она меняется, когда в нее вносятся изменения. При этом каждый имеет возможность оперативно реагировать на эти изменения. Естественно, в это взаимодействие могут быть включены сколь угодно много компьютеров.
Информационное моделирование позволяет реализовать практически все стадии жизненного цикла сооружения, но только в виртуальном пространстве. Это означает, что во взаимодействие в виртуальном пространстве в oнлайн-режиме могут быть вовлечены все участники проекта. И тогда тома бумажной документации, весящие не один десяток килограммов, останутся в прошлом.
Что и происходит на практике в тех странах, которые сегодня используют BIM-технологии, например, в Великобритании, где это – элемент государственной политики в области строительства.
Кстати, подсчитано, что в Великобритании экономия благодаря применению BIM-технологий за 2012–2013 годы составила 800 миллионов фунтов стерлингов, а за 2014 год – 1,2 миллиарда фунтов.
Oнлайн-взаимодействие на основе информационной модели осуществляется на всех этапах реализации проекта по той же схеме, как между проектировщиком и заказчиком: и подрядчик, и контролирующая организация, а впоследствии и эксплуатант точно так же имеют допуски к цифровой модели проекта (естественно, каждый исполнитель на своем уровне, но это уже детали).
Таким образом, за счет использования виртуальных инструментов можно выполнять планирование всех процессов строительного производства еще на стадии проектирования. Тем самым уменьшается степень вариаций стоимости строительного производства и сроков строительства, а также повышается надежность экономических решений. Возможно, предсказуемость будущего строительства является высшей ценностью применения BIM наряду с очевидным удобством и эффективностью использования BIM-моделей при эксплуатации.
Так считает кандидат технических наук Сергей Панфилов (компания «ВТМ дорпроект»).
Сегодня Госкомпанией «Автодор» реализуются несколько проектов с применением лазерного сканирования. По заказу Госкомпании «Автодор» компанией ОАО «Автодор Инжиниринг» разрабатываются «Рекомендации по использованию инновационных технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла автомобильных дорог». Как сообщил начальник отдела проектирования автомобильных дорог ООО «Автодор-Инжиниринг» Виталий Миронюк, в рамках этой научно- исследовательской работы подготовлены рекомендации по созданию информационных моделей на предпроектных стадиях; рекомендации по поддержанию и развитию информационных моделей на стадии реализации дорожных проектов; проект СТО «Автодор» по организационной и технологической поддержке процесса формирования информационной модели. Он рассказал также, что в настоящее время по заказу Госкомпании «Автодор» реализуется проект, суть которого заключается в передаче на аутсорсинг контроля за качеством проектной документации, где впервые применена система «онлайн- контроля качества» – контроля в ходе, а не по итогам проведения проектно-изыскательских работ. (Обычно контроль проектно-изыскательских работ проводился по завершению этапов календарного плана.) Для практической реализации новых принципов контроля качества проектной документации, информатизации и автоматизации процесса проверки проектной документации в ходе ее разработки создан специальный трехсторонний регламент взаимодействия – заказчика, проектировщика и контролирующей организации.
Регламент определяет:
– ключевые точки принятия решений по контролю качества проектно-изыскательских работ;
– порядок трехстороннего взаимодействия;
– формат обмена данными между участниками.
Перечень ключевых точек принятия решений для согласования с организацией по контролю качества проектно-изыскательских работ включает в себя более 65 позиций.
Подготовленные проектные решения по этим вопросам в установленные сроки выкладываются проектировщиком в коммуникационную среду, которой в данном случае является ИСУП VTM project компании «ВТМ дорпроект», а контролирующая организация, имеющая удаленный доступ для своих специалистов, проводит контрольные мероприятия, в том числе непосредственно в среде проектирования с использованием того или иного САПР.
По общему мнению участников конференции, сегодня необходимо под руководством Министерства транспорта Российской Федерации на отраслевом уровне принять план поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в дорожном хозяйстве, учитывающий специфику проектирования, строительства и эксплуатации линейных объектов. Важными направлениями являются формирование правовой и нормативной базы использования в отрасли технологий информационного моделирования, а также разработка мер организационной и технологической поддержки данной технологии. Уже сейчас необходимо предусмотреть разработку гармонизированных с международной практикой стандартов по форматам данных, процессам создания и использования моделей на всех этапах жизненного цикла автомобильных дорог. Как следует из докладов, прозвучавших на конференции, известное постановление Правительства РФ №87 от 16 февраля 2008 года «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» морально устарело и требует серьезной переработки. Кроме того, отсутствие общепринятых правил размещения информации в томах проектно-сметной документации не позволяет выполнять управление выпуском документации и, как следствие, обеспечить оптимальные сроки и стоимость проектных работ.
Обязательным условием является также наличие BIM-стандарта. Это должен быть отдельный документ, содержащий: требования к процессу разработки информационной модели; требования по классификации, структурированию и систематизации информации; требования к программному обеспечению; требования к содержанию информационной модели на различных стадиях жизненного цикла сооружения.
Для реализации этих задач участниками Международной конференции «Комплексный подход к обеспечению качества проектной продукции. Управление проектами» принято решение рекомендовать создание рабочей группы при Министерстве транспорта РФ для формирования государственной политики в области применения BIM- технологий, проектного управления. Тем более что в июле 2015 года заместитель министра транспорта Олег Белозеров по итогам тематического совещания оформил поручение Департаменту государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ о создании такой рабочей группы.
А пока нет отраслевой нормативной базы по этим вопросам, проектно-изыскательскими предприятиями, в частности, компанией «ВТМ дорпроект», разрабатываются соответствующие стандарты организации (СТО). Напомним, что это – легитимный способ обновления нормативно-технической базы, разрешенный федеральным законом о техническом регулировании.